Тетатия
Большой любитель обнаружить смысл жизни в трехстраничном пвп(с)
28 панфиловцев

2016г., Россия
режиссер: Ким Дружинин, Андрей Шальопа
сценарий: Андрей Шальопа
оператор: Никита Рождественский
композитор: Михаил Костылев
В главных ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев, Виталий Коваленко
Осенью 1941-го года немецкие части, стоявшие возле Волоколамска, отделяло от Москвы каких-нибудь два часа по шоссе. Однако, на этом шоссе стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова. Этот военачальник обладал настолько высоким авторитетом среди личного состава, что бойцы дивизии сами называли себя панфиловцами. А дивизию — панфиловской.

Перед бойцами 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка стоят 2-я и 11-я немецкая танковые дивизии. За их спинами Москва. Именно с этого момента начинается фильм.
По большому счёту, это скорее реконструкция тех событий. Дотошная, хорошо снятая, скрупулезно проработанная, основанная на документах. Просто доскональная покадровая реконструкция событий того дня, без какого-либо художественного современного обрамления.
В «28 панфиловцах» нет ни злодеев-особистов, ни прославлений Сталина и коммунизма. Нет главных и второстепенных героев. Нет личностных конфликтов, нет лирики, ничего нет. Подготовка к сражению, сражение, победа. Сухо как учебник по истории. Сюжетная линия практически отсутствует, нет главных героев, которым бы хотелось сопереживать, минимум эмоций на лицах, столь привычные для того времени "За Сталина!" заменены на "Нам ещё пожить надо", причём к месту, не к месту.
Казалось бы, нелепо об этом говорить, когда речь идет о военной ленте, но немецкая сторона сражения не персонифицирована. Немцы накатываются на советские позиции, красноармейцы их отбивают… И так до конца картины. Враг обезличен и изображен мощной военной машиной, методично продвигающейся вперед, немцы присутствуют на экране в виде фигур с закрытыми лицами, тактики в их действиях не видно, а советские пулеметы косят их как траву.
И лента оказывается скучнее, чем могла быть. «28 панфиловцев» настолько героизируют персонажей, что превращают подвиг в военную рутину, в рядовое, по сути, событие. Обидно, что авторы ленты упустили простейшую возможность сделать ленту сильнее и психологически убедительнее. Авторы не выделили какого-то главного героя. Герой или герои здесь все. Мужчины с грязными обветренными лицами и почерневшими руками. Возраст их почти неразличим. Это не важно. Важно, что они делали одну работу и вместе гибли за одно дело. К огромному плюсу фильма можно отнести и то, что смерть этих мужчин не обставлена невыносимым пафосом. Нет и кровавых «реалистичных» подробностей. Жизнь и смерть солдат показана скупо, их души не вывернули на изнанку. Они существуют здесь и сейчас, когда страшно и больно, когда фашистские танки уже утюжат окопы с живыми бойцами, но они продолжают воевать.
Замечательная операторская работа. Какие виды, какие крупные планы! Каждый кадр — очень красивая картинка. Звуковой ряд — фантастика! Музыка, хруст снега, стрельба, рикошет пуль, лязг гусениц…. артобстрел — впечатляет!
В фильме создатели так старались передать всё до мелочей, стремились показать правдивый бой, что забыли о людях. Они есть и их как бы нет. Да, шутят, смеются, общаются, даже лица начинаешь запоминать, переживаешь за них, но нет чего-то душевного, человеческого. В фильме абстрактные русские воюют против абстрактных немцев. К сожалению, для меня — это убило фильм.
Двоякое впечатление. «28 панфиловцев» это кино о великой войне, которое действительно без лишнего пафоса показывает героизм наших предков, это стоит того чтобы его посмотреть. Но один раз. Желания пересмотреть фильм еще раз не возникнет...

@темы: кино, вино и домино!